Новости

«Китайцы» в Южной Африке

10.12. 2010
«autonews.ru»


В середине ноября компания «Ирито» пригласила группу российских журналистов в пробег по ЮАР на автомобилях Great Wall. Цель поездки – показать новые китайские машины в действии, в условиях достаточно длинного – около 1800 км – маршрута. Предполагается что в недалёком будущем Россию с ответным визитом посетит делегация автожурналистов ЮАР, которая проедет на «Грет Воллах» уже по нашим дорогам. Получается своеобразный взаимообмен гостеприимством, примерно такой, какой существовал в СССР, когда советских школьников отправляли пожить в иностранные семьи, принимая в ответ школьников зарубежных. Школьный обмен служил «укреплению мира между народами», а у Great Wall задачи более конкретные и приземлённые: такие автопробеги суть отличный пиар марки, особенно если машины не ломаются и успешно доезжают до финиша. С нами было именно так: все «Грет Воллы» без особых проблем проехали вдоль побережий Индийского и Атлантического океанов, никто не сломался и не попал в аварию.

Замечу, что автомобили, предоставленные для пробега были абсолютно серийными, безо всякой специальной подготовки. Большая часть из них – вообще новенькие, иные с минимальным «тест-драйвовским» пробегом, взятые у одного из местных дилеров. От продающихся в автосалонах машин их отличали только наклейки с символикой автопробега.

Ехали мы по дорогам общего пользования и некоторое время ушло на адаптацию к правому рулю и левой стороне. Проезд перекрёстков поначалу казался сюжетом авантюрно-невыполнимым, особенно если соблюдать все приличия и включать «поворотники». Дело в том, что на праворульных машинах рычажок включения «поворотников» тоже находится справа и по-инерции включенные стеклоочистители тоже нервировали и дезориентировали. Но к концу первого дня «правостороннее мышление» удалось преодолеть и не задумываться на каждом светофоре о том, в какую сторону нужно повернуть голову и руль.

Надо сказать, что дороги в ЮАР существенно лучше среднероссийских и даже московских. Дело не столько в качестве полотна, сколько во внимании к разметке и знакам ориентации. В городах везде, где можно, встречные направления разделены бордюрами или, по крайней мере, выделенные «островки безопасности» присутствуют на сложных перекрёстках. Дорог без разметки мы не встретили вообще, даже в провинции асфальт «разрисован» всякими стрелочками так, что встать не в свой ряд на перекрёстке практически невозможно. А ремонтировать трассы южноафриканцы ухитряются так, чтобы создать минимум помех равномерному движению.

Равномерность, несуетность – вообще лучшие характеристики дорожного движения в ЮАР. Автомобилей там не так уж мало – при населении в 49 млн чел автопарк составляет почти 5 млн. Но сравнение с Россией, в которой на 140 млн чел приходится 34 млн автомашин некорректно вот по какой причине: у нас транспорт сосредоточен, в основном, в крупных городах, к тому же 34 млн – это некий статистический «перегиб», отражающий огромное количество «мёртвых душ» (зарегистрированных, но «умерших»). В ЮАР «честные» 4,8 млн автомобилей распределены по территории более-менее равномерно, хотя качественно автопарк в «столицах» и глубинке, безусловно различается. Например, южноафриканские провинции – территория пикапов, там это основной тип автомобиля. Причём, по преимуществу, пикапов легковых – стареньких японских «Тойон» и «Ниссанов». Много индийских ТАТ и грузовичков, сделанных на базе Opel Corsa. Даже пассажиров там перевозят на пикапах, наскоро переделанных в фургоны. В городах же разнообразие представленных марок почти европейское, встречаются даже спортивные модификации «Альф» и «Ниссанов». А вот претенциозно-дорогих внедорожников мы не встречали – в ЮАР предпочитают более утилитарный транспорт – Land Cruiser 70 местного производства, а с 2006 года – ещё и внедорожники Great Wall.

В ЮАР хорошо развита автопромышленность, представленная сборочными заводами множества иностранных компаний. Кроме того, каждый выпущенный здесь автомобиль минимум на 50% состоит из деталей местного производства. И чтобы защитить иностранные инвестиции в отрасль, ЮАРовцы держат воздвигли довольно высокие таможенные барьеры. Со всеми налогами, пошлинами и акцизами европейские автомобили дороже, чем в России примерно на 30%. Поэтому относительно дешёвые «китайцы» пользуются здесь хорошим спросом, ведь они выходят дешевле аналогичных машин из Европы и Японии примерно на четверть. И лидирует тут Great Wall, продающий по 500 машин в месяц (данные по 2010 году).

Следует признать, что качество изготовления современных «Грет Воллов» уже довольно высокое. За последние полтора два-года китайцы собрали отзывы от дилеров со всего мира и многое изменили: улучшилось качество пластмассы, появился мягкий пластик и качественная кожа в отделке, сборка салона уже не заставляет всуе поминать «пресловутое китайское качество». Ушли китайцы и от марких светлых цветов в обивке, теперь интерьеры оформлены исключительно в чёрной гамме. Тут они даже немножко перестарались, сделав и потолки в некоторых моделях чёрного цвета! Но китайцам, безусловно, ещё есть где применить услуги доводчиков: у «Ховера» имеются огрехи в эргономике, кроме того не изжита азиатская любовь к синим лампочкам.

Вернёмся, однако, к пробегу. Из Дурбана мы выехали на восьми машинах – двух CoolBear, двух Hover (задне- и полноприводном), пикапе Steed (он же Wingle), легковушках B-класса Florid и Florid Cross, а так же минивэне Cowry. Все эти модели являются копиями «Тойот» и «Исузу», разве что Wingle, построенный на базе «Ховера», претендует на оригинальность. Большинство из них уже продаётся в России, только Florid и Florid Cross являются новинками, показанными у нас только на августовском автосалоне. В России они появятся только в 2011 году, но точная дата и цены пока не определены. Об этих машинах стоит рассказать подробнее.

Florid вернее будет назвать Florid-2, так как это модель второго поколения. От первого «Флорида» её отличает совершенно новый (более вытянутый) пятидверный кузов, а вот подвеска, мотор и оформление салона остались прежними. Машина оказалась довольно юркой, динамичной и – что удивительно – тихой. Только при раскрутке 105-сильного мотора выше 4,5 тыс оборотов вылезает неприятный «звон», характерный для любых малолитражных двигателей, работающих под большой нагрузкой. Управляемость – лучшая из всех «Грет Воллов». И самое главное, Florid даёт «чувство автомобиля» с приятной обратной связью и умеренно жёсткой подвеской. Неудивительно, что за короткий срок Florid стал вторым после Ховера по популярности Грет Воллом в ЮАР, соперничая с TATA Indica и VW Golf первого поколения, производимого в ЮАР до недавнего времени под именем Citi.

Florid Cross – дизайнерское развитие идеи «Флорида», намёк на то, что в будущем эта машина может стать полноприводным кроссовером (у прототипа «Флорида», Toyota Its, существует полноприводная модификация). Рейлинги на крыше, пластиковые расширители, защищающие колёсные арки, красные вставки на сиденьях – отличий немного, но они придают машине дополнительную индивидуальность. В нынешнем своём виде Florid Cross по ездовым характеристиками ничем от «Флорида» не отличается, но, повторюсь, в будущем возможно появление полноприводной версии. Тем более, что схема привода уже обкатана на модели Hover М2, являющейся полноприводной модификацией хэтчбека CoolBear.

От Дурбана до Кейптауна с машинами не случилось никаких поломок, разве что в конце пути, на Мысе Доброй Надежны на одном их «Ховеров» было проколото колесо. Да в городе Порт-Элизабет порывом ветра одну из передних дверей того же «Ховера» слегка вмяло в переднее крыло. Но последний случай нетипичен – в Порт-Элизабете в день нашего там присутствия сила ветра была поистине ураганной!

Мы увидели очень разную ЮАР – от блеска пляжей и дорогих отелей до депрессивности бедняцких кварталов. Но везде африканцы встречали нашу колонну восторженными криками и задранными вверх большими пальцами. Не уверен, что они понимали смысл происходящего, просто таким образом высказывалось что-то типа гостеприимного радушия. Как бы в пику предостережениям из путеводителей о засилье в ЮАР криминала. Но лично я ни с каким криминалом не столкнулся, напротив, осталось ощущение простоты и открытости тамошних жителей. «Ирито» выбрало для пробега удачное место, интересную страну, правильный маршрут. Хочется надеяться, что у южноафриканских журналистов останутся от России столь же светлые впечатления.

Автор: Сергей Цыганов

Оригинал статьи смотрите здесь