Пресса

Это наша Родина, сынок!

09.08. 2012


"Полный привод 4х4 №8, 2012"

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ ВСЕГДА ШОК, ДАЖЕ ПЕРЕЛЕТ ИЗ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЕВРОПЫ ПРЯМИКОМ В СТРЕМЯЩУЮСЯ К ЦИВИЛИЗАЦИИ МОСКВУ ВВОДИТ В ЛЕГКИЙ СТУПОР, А КОГДА «ОТКРЫВАЕШЬ РОССИЮ ЗАНОВО» С САМЫХ ОКРАИН, НУЖНО ЗАПАСТИСЬ ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВОЙ ПСИХИКОЙ, ЧТОБЫ НЕ СОЙТИ С УМА ОТ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. ВМЕСТЕ С АВТОПРОБЕГОМ «ПЕКИН - МОСКВА 2012» МЫ ПУТЕШЕСТВОВАЛИ ЦЕЛЫЙ МЕСЯЦ И БЛАГОПОЛУЧНО, БЕЗ ПОТЕРЬ, ФИНИШИРОВАЛИ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, ЕЩЕ РАЗ ДОКАЗАВ, ЧТО АВТОМОБИЛИ GREAT WALL СПОСОБНЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

От Китая у меня осталось  очень странное ощущение, в котором уютный городской хаос задымленных смогом улиц в равной пропорции смешался со строгим порядком идеальной и пустынной федеральной трассы, на которой за тысячу километров не может случиться ничего, кроме пункта оплаты проезда. Стремительное, но вместе с тем монотонное путешествие породило ложную уверенность в том, что если у нас и будет хуже с дорогами и гостиницами, то не слишком - вроде бы где-то там когда-то был Путин, что-то куда-то проложили... я ведь не ездил на машине дальше Екатеринбурга - все самолетами. Тем жестче оказалось возвращение в российскую действительность. Такое уже было в прошлом году, когда мы с Great Wall путешествовали по Норвегии и попали из приграничного, чистенького и бюргерского Киркинеса прямиком в безумный, постапокалиптический Никель. С противоположной стороны России все то же самое, за исключением разреза глаз части местных жителей - из грязного, зачуханного Забайкальска, в котором нет ничего процветающего, кроме домов таможенников, отлично видна сытая и довольная Маньчжурия. Бизнес вроде бы взаимовыгодный, иначе зачем торговать, но неужели забайкальцам самим не противно жить в полной, извиняюсь, заднице? Вопрос, конечно, риторический, а ответ очевиден - здесь каждый стремится урвать кусок побольше и как можно быстрей отвалить на «большую землю», так что - плевать.

К счастью, Забайкальск поразил не только разрухой, но и теплотой встречи, местные бизнесменши изо всех сил старались облегчить нам «акклиматизацию». Хорошие люди есть везде, и нам на них везло - встречи, караваи, песни с плясками стали традицией автопробега. Участники так привыкли к теплому приему, что в равнодушном Нижнем Новгороде и безразличной ко всему Москве чувствовали себя покинутыми до самого дилерского центра ИРИТО, а там... цыгане, медведь, чарки, «к нам приехал, к нам приехал...», эх, благодать, но не будем забегать вперед, из Читы в столицу путь не близкий и не ровный.

СТРАННЫЕ ТАНЦЫ

Бурятия встречала душевно и с размахом. Прямо на федеральной трассе М55, перекрытой по поводу нашего прибытия, танцевали представители всех народностей и культур, проживающих в этих красивейших местах. Пели и плясали русские, буряты, татары, староверы в полевых шатрах угощали семейским чаем и пирогами, но эта была лишь прелюдия - в старообрядческой деревне Тарбагатай возле Улан-Удэ и без того шокированных радушием китайцев «добили» местным самогоном так, что они и сами пустились в пляс с бурятскими «бурановскими» бабушками.

Утро в Улан-Удэ тоже началось с обширных торжеств под самой крупной в мире головой Ленина, а потом, отсидев утомительную пресс-конференцию, мы все же попали в Иволгинский дацан и быстро «побежали» к Байкалу, так толком и не разглядев здешнюю прекрасную природу. Мы не видели Баргузинскую долину, естественный сад камней, Сувинский саксонский замок, серные источники, соляное озеро, Чарские пески, много чего не видели. Чтобы все рассмотреть, здесь нужно провести как минимум неделю, а то и месяц. Республика, да и все Забайкалье в целом, обладает гигантским природным туристическим потенциалом, несмотря на малоразвитую инфраструктуру и криминогенную обстановку к местным красотам все равно едут толпы туристов. Некоторые расплачиваются за тягу к прекрасному собственной жизнью - меньше чем за две недели до старта автопробега , 22 мая, был зверски убит японский мотопутешественник-одиночка Охнита Каити. Это случилось на 760-м километре трассы, на полдороге из Читы в Улан-Удэ. Парень получил 30 ножевых ранений, причина убийства не ясна - мотоцикл, деньги, документы и вещи целы. Скорее всего, японец напоролся на очередного пьяного ублюдка, вроде того, что в 2010-м году застрелил на этой же забайкальской трассе Алексея «Скута» Барсукова. Если вы не знали - Забайкальский край, республика Бурятия и республика Алтай составляют тройку лидеров по уровню преступности в России. Вот такая информация к размышлению для «диких» странников, а мы организованной колонной к вечеру допылили до Байкала. Именно допылили - грейдеров здесь в избытке, можете представить, какую «маскировочную завесу» устанавливают за собой на гравийке двенадцать машин. Вечером пыль из воздушных фильтров буквально высыпали, но движки справились, как справились и с отвратительной соляркой, залитой в Забайкальске, - она была настолько плоха, что пришлось менять топливные фильтры всем Hover Н6 - два из восьми дизельных кроссоверов начали терять тягу и «ругаться» лампочками «чек-эйнджин», однако после замены фильтров моментально «пришли в себя» и больше ни на что не жаловались до самого финиша.

ПО МЕХАНИКЕ

В экзотическом, но в основном равнинном Китае с отличными дорогами и, похоже, нормальным топливом наши машины вели себя примерно. По-настоящему раскрыть их характер удалось только в родном отечестве, где трассы тесны, фуры бесцеремонны, а вспученный асфальт сменяется раздолбанным грейдером. Напомню, мы путешествовали на автомобилях марки Great Wall. Восемь новейших дизельных Hover Н6 с механической 6-ступенчатой коробкой передач, два Hover М2 с 1,5-литровыми бензиновыми двигателями и 5-ступенчатой «механикой» и два бензиновых 106-сильных пикапа Wingle 5 с 2,2-литровыми моторами, тоже на пятиступенчатой «механике». Пикапы - машины надежные и проверенные, в частности нашими грязевыми тестами, - не блещут разгоном, но тянут, как старый добрый дизель 90-х годов прошлого века, - из песков на берегу Байкала именно они вытащили всю колонну. А вот современные турбодизельные двухлитровые движки Hover Н6 страдают «фольксвагеновской болезнью» - тяга на низах у них практически отсутствует. До 1800 об/мин  машина «собирается с силами», а потом все 150 «лошадей» срываются в галоп. До сотни Н6 добирается за 11,4 секунды, максималка 180 км/ч, но к 150 км/ч динамика заметно «тухнет». До этого порога можно вполне спокойно обгонять, главное, приноровиться к коробке, чтобы не попасть в турбояму. Рулится Н6 неплохо, кренится в меру, тормоза дисковые на всех колесах и вполне прогнозируемы, отлично замедляют машину, и, хотя Н6 далеко не спортивный снаряд, динамичное передвижение на нем вполне возможно, если все время держать мотор «в тонусе». Подвеска не показывает чудес энергоемкости, но выдержала все скоростные прохваты по грейдерам, на нашем автомобиле пробившись всего пару раз за весь пробег. С проходимостью не все так гладко - дорожный просвет 185 мм при длинной (2680 мм) базе явно не для пампасов. Два полноприводных Н6 «садились» в песке так же легко, как и переднеприводные. Правда спонтанный и скоротечный «оффроуд-тест» (я обманом загнал всю колонну в пески на берегу Байкала) - не повод выносить окончательный приговор, к тому же машина рассчитана совсем на другой круг покупателей. Попробуйте найти большой, комфортный и экономичный (расход топлива оказался не больше 10 л на сотню) кроссовер за 700 с лишним тысяч рублей, а Н6 действительно комфортный - в нем удобно не только водителю и штурману, но и задним пассажирам. На втором ряду очень просторно, при этом места в багажнике с избытком - наш экипаж из трех человек спокойно разместил все свои чемоданы, штативы и прочий шмурдяк для месячной поездки. Климат-контроль, аудиоцентр с тачскрин-экраном, дублирующие клавиши управления на руле, «круиз», электрозеркала, задняя парковочная камера, кожаный салон - набор опций совсем неплох для машины стоимостью существенно меньше миллиона рублей.

Hover М2 скромнее во всем - здесь и пластик жесткий, и сиденья тканевые, и мотор всего полтора литра, да и мощность невысока - сто пять «лошадок» заставляют браться за кнут на каждом хорошем подъеме. Зато «крутится» движок весело, поэтому с умелыми водителями М2 не отставали, даже находясь в хвосте колонны, где скорость, как известно, приходится держать километров на 10-20 выше, чем у головной машины, - длинную «колбасу» машин автопробега постоянно резали дальнобойщики, догонять «пелетон» приходилось очень часто. Веселый «кубик» изрядно парусит на большой скорости, но машинка слушается руля и в целом не доставляет хлопот, а подвеска отрабатывает неровности не хуже, чем у Н6. Вертикальная, «автобусная» посадка - не проблема, спина не сильно устает от долгих перегонов, зато во втором ряду оказывается неожиданно много пространства, правда частично за счет маленького багажника - если в Н6 мы готовы были принять на борт и дополнительный груз, то в М2 паре наших рюкзаков приходилось ехать на заднем сиденье. По поводу внедорожных качеств М2 сказать пока нечего - оба наших малыша были переднеприводными, но у версии 4x4 кое-какой потенциал несомненно есть, несмотря на городское предназначение машины, - база-то короткая, а свесы не слишком длинные.

С КИТАЕМ ВСЕ В ПОРЯДКЕ

Можете не начинать злорадно ухмыляться, Great Wall в очередной раз разрушил стереотипное представление о «китайцах», как  о ненадежных, постоянно ломающихся машинах. Все автомобили пробега благополучно доехали до финиша. Пикапы и М2 вообще не требовали к себе внимания, а список инцидентов с Н6 (напомню, это новая, совсем недавно пошедшая в серию модель) очень мал. В первый день пробега участник, раньше не водивший машин на «механике», тупо спалил сцепление, многократно трогаясь и двигаясь в пробках с полувыжатой педалью, совсем не обращая внимания на запах и дым от подгорающих накладок. Деталь заменили в дилерском центре, и автомобиль вновь присоединился к колонне. Поменяли топливные фильтры на дизелях после забайкальской солярки. В одном из Н6 возле Казани загудел ступичный подшипник на задней оси и благополучно «догудел» до Москвы, в другом - часть пути не блокировалась водительская дверь при постановке на сигнализацию, неисправность исчезла сама собой на подъезде к столице. Это все. Согласитесь, отличный результат для 11 000 км под управлением самой разношерстной, по большей части совсем неопытной публики.

МОРЕ, СЛАВНОЕ ВОПРЕКИ ВСЕМУ

Я не впервые на Байкале, но все равно испытываю священный восторг при виде его великолепия. Этого чувства не передать словами, море Желтое, например, не производит вообще никакого впечатления - ну, курорт, не более того, а Байкал... его первобытное дикое здоровье не удалось подорвать ни многочисленным прибрежным селам, полным вынужденно браконьерствующих рыбаков, ни даже печально знаменитому целлюлозно-бумажному комбинату, отравляющему его воды. Омуль все не кончается, хотя им живут забегаловки, кафе, рестораны и каждый рынок на обочине. Омуль копченый, соленый, вареный, жареный, на первое, на второе и, кажется, даже на третье, не в чае, но с чаем - обязательно. Прозрачная, чистейшая, обжигающе холодная вода, теплый песок и сосны. Здравствуй, Байкал, до свидания, Байкал, - график пробега не дает как следует пообщаться. Ночевка в Энхалуке, назавтра Посольское с его Спасо-Преображенским монастырем - тихой пасторалью с могилами убиенных послов. И очередной митинг в Байкальске - как же мерзко воняет этот многолетний гнойный нарыв на твоем берегу, Байкал! Слюдянка, Култук, горы и вот уже Иркутск - здесь участники первого этапа передают эстафету вновь прибывшим.

СТРАХ И ОТВРАЩЕНИЕ В ТАЙШЕТЕ

Если меня попросят вспомнить самое неприятное место, где пришлось побывать за время пробега, я, не раздумывая, назову Тайшет - жуткий городок на полпути между Иркутском и Красноярском. Если заглянуть в справочники, можно узнать, что в Тайшете начинается Байкало-Амурская магистраль и строится крупный алюминиевый завод. Но для меня Тайшет навсегда останется заповедником гопников. Вечером гопники что-то громко делили в сквере перед вокзалом, утром гопники сидели на остановке, весело общаясь с нашими китайскими коллегами («Меня снимай, йоба!») и с соотечественниками («Эй, русский, сюда иди!»), в столовой тихие молодые люди культурно начинали завтрак с поллитра водяры на два рыла. Хорошо что полицейские не отходили от нас ни на шаг - вступать в непосредственный контакт с большинством аборигенов, судя по всему, не очень полезно для здоровья. Видимо не случайно в гостиничных номерах к дверям приклеены бумажки с настоятельной просьбой вытирать полотенцами только мытое тело, а не кровь и ботинки.

ПОБЕГ ИЗ КУРЯТНИКА

В Красноярске нас встретил большой Ховер-клуб и девицы с парада невест - очень кстати, за прошлые сутки мы успели соскучиться по позитивным эмоциям. Экскурсия на горнолыжный курорт, вид на тайгу с горы и на город с кресельного подъемника, прогулка по набережной, традиционная фотография с десятирублевой купюрой и мостом, на ней изображенным, - это все, что мы успели перед отъездом в Кемерово. Ну а там своя экскурсионная программа - с видом на местный Мордор, осмотром карьерной техники и посещением подвала - имитации шахты. Зачем им показывали огромную промзону с чадящим факелом (местные называют его «Лисий хвост», а я тут же окрестил «Файерфоксом») и желтой рекой ядовитых отходов, впадающей в Томь, китайцы наверно так и не поняли - у них такого «добра» и дома навалом, зато от Алтайского края все были в восторге. Нашему автопробегу как той собаке - тысяча верст не крюк, вместо того, чтобы рвануть прямым ходом в Новосибирск, колонна пошла мимо Барнаула на Бийск и Белокуриху - глотнуть живого воздуха и полюбоваться Бирюзовой Катунью. Жаль, оазис здоровья встретил дождем и прохладой, хотя весь пробег мы изнывали от жары, зато какая красота - лесистые горы, бурливые реки, Чуйский тракт, перевалы Семинский и Чике-Таман, Акташ, Красные Ворота... стоп, стоп, стоп, что это нас понесло к монгольской границе? Пока изможденные санаторным туризмом участники автопробега исследовали рекреационные зоны на берегу Катуни и отдыхали в Белокурихе, наш фотовидео-экипаж быстренько отлучился поснимать календарь ИРИТО. Хорошо, что я уже был в этих местах в прошлом году, иначе меня хватил бы приступ синдрома Стендаля от перенасыщения красотой. Через Манжерок и Сростки вернулись в Новосибирск и влились в пробег одухотворенные до предельной возвышенности чувств.

СИБИРЬ БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЯ

У коллег, в особенности китайских, прилетевших на следующий этап в Новосибирск, наверняка сложилось впечатление, что Россия огромна, пуста, равнинна и безвидна. После Алтайского края до самого Урала снимать на трассе было абсолютно нечего, кроме разве что плотных колонн дальнобойщиков - уткнутся друг другу в хвост и пилят 70 км/ч, никому не давая себя обгонять. Дороги узкие, много запрещающих знаков, но китайцы осатанели от скуки и по своей привычке рвались через сплошную, пытаясь идти на таран, у них же с этим просто, надо тебе - посигналь и пропустят. Как бы не так! Ведущим колонны пришлось учить их сложный язык, например, «встречка, держитесь правее» будет: «Хуйчхе, йобень». Наверно тайшетские гопники очень образованны, если знают китайский. Занимаясь языками, мы сами не заметили, как добрались до Европы, вернее не заметили мы, привычные к жизни на границе культур, а китайцы не желали выезжать из Екатеринбурга, пока каждый по отдельности и все вместе не сфотографировались у стелы «Азия -Европа», а потом еще долго стояли в очередь - штамповать сувенирные рубли.

ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ

На перевале все как всегда - толпы грузовиков, рации, ножи, самовары, самогонные аппараты, мед с башкирской стороны и долгий спуск к Уфе. От нее рукой подать до Набережных Челнов. Въезжая со стороны Азии, от Челнов не ждешь ничего хорошего - пыльная и вонючая промзона с грандиозной свалкой по правому борту закрывает весь горизонт, но сам город оказался на удивление чист и ухожен, да и воздух не дерет горло. По широким прямым улицам, усаженным яблонями на разделительной полосе, мы быстро доехали до резиденции «КАМАЗ-мастер». Это место, хочешь не хочешь, заставляет гордиться если не страной, то хотя бы отдельно взятыми людьми - теми, кто смог это все организовать, взрастить, поддерживать и побеждать столько лет. Нас встречали Якубов с Чагиным и десять «Дакаров», как десять сидящих Будд спокойствия и уверенности в завтрашнем дне команды. Юная китаянка никак не могла взять в толк, почему на дорогах так много КамАЗов, если они собираются вручную в небольшом цеху. Дорогая, это - другой КамАЗ! На заводе мы не были, уехали смотреть город-«Арбат» Елабугу. Старая Елабуга практически целиком превращена в музей, но вот беда - рассматривать балку, на которой повесилась Цветаева, и выяснять причины перверсии кавалерист-девицы Дуровой китайцы не хотели, предпочитая фотографироваться и покупать «сувенирку». Российская часть группы отрывалась по полной - такого теплого приема и такой интересной экскурсионной программы, как в Татарстане, мы больше нигде не видели. Позже, в Казани, наши поднебесные коллеги уже улыбались до ушей, нацепив на голову пилотки, утыканные значками и хлопая фольклорному коллективу в «татарской деревне» - как дети, честное слово. А потом все поехали на остров-град Свияжск. Потрясающей красоты виды, монастыри, старинная деревянная церковь... Говорят, когда Пушкин увидел это место, он воскликнул: «Именно так я и представлял остров Буян!»

В Казанский Кремль, в отличие от нашего, вход свободный - это любимое место для свадебных фото. Мечеть Кул Шариф прекрасна. И кстати, Сююмбике не бросалась с падающей башни своего имени - ее банально уморил злой и жестокий хан, за которого ее выдали насильно.

«СВАТЫ ЕДУТ!»

Честно говоря, путешествие можно было считать законченным в Казани - «дневок» больше не было, а в абсолютно равнодушном Нижнем Новгороде встречали хлебом-солью наши - участник первого, китайского этапа Семен Кваша с женой  приехали из Москвы на мотоцикле и стояли у гостиницы с караваем в руках и в кокошниках, надетых поверх шлемов. Через Владимир провел местный житель, корреспондент «Авто-Мейл» Леха Кованов, тоже с первого этапа. Еще несколько часов в балашихинских пробках и на МКАДе, и все, доехали. Кому - «наконец-то», а кому - поспать пару дней и снова в путь, жизнь на колесах затягивает, возвращаться к повседневности тяжело и печально. Напоследок компания ИРИТО устроила прощальный сюрприз - в дилерском центре колонну встречал живой медведь, цыгане, стопки с медовухой... «к нам приехал, к нам приехал, автопробег наш дорогой». Душевно, хоть и грустно немного. Теперь в дорогу отправятся другие, на церемонии официального финиша «Пекин - Москва 2012», она же - старт ралли-рейда «Шелковый путь» мы передали организаторам памятное панно и эстафету приключений, а автомобили Great Wall примут участие в «Шелковом пути» как машины поддержки, но это уже начало другой истории.

Автор: Григорий Алешин

Скачать PDF