Новости

Great Wall Hover H5 в снегах Шпицбергена

25.12. 2012


Авто Мир №52, 2012

Для жителя мегаполиса архипелаг Шпицберген - настоящая терра инкогнита. Но и далеко за Северным полярным кругом кипит жизнь! Туристическая, научная, промышленная. И даже автомобильная - в этом убедился Михаил Лобачев

Признаемся честно: автомобиль — не самое удобное транспортное средство на полярном архипелаге, административный центр которого окружает всего 50 км дорог. Тем не менее автомобили и Шпицберген нельзя назвать понятиями несовместимыми. В норвежском поселке Лонгйир живет около 2500 человек и в машинах тут недостатка нет. Наряду с вездесущими Тоуоtа и наиболее уместно выглядящими в суровой арктической действительности Land Rover Defender встречаются (по крайней мере в одном экземпляре) и Рогsche Сауеппе, и Нummer Н2 и даже... роторная Мазда RХ-8! На несколько дней к столь разношерстной и многонациональной автомобильной компании  присоединились китайские внедорожники Great Wall Hover H5, привезенные сюда морем для арктического тест-драйва. Хоть на длинные маршруты местным автомобилистам рассчитывать и не приходится, полноприводным автомобилям тут есть где себя показать. В ассортименте — узкие горные дороги на крутых склонах и каменистая тундра. Если же говорить о транспорте как таковом, то добраться до других населенных пунктов можно по воздуху, морем или на снегоходах. Чтобы, скажем, из Лонгийра (Норвегия) попасть в Баренцбург (Россия), надо преодолеть около 50 км.


Самый Крайний Север


Географическое положение обязывает: на Шпицбергене, расположенном между 76-м и 80-м градусами северной широты много всего «самого северного». Лонгйир (названный по фамилии основателя — американского инженера и предпринимателя Джона Лонгийра,  заложившего здесь шахту) считается самым северным населенным пунктом, где живут более 1000 человек. Здесь же расположен самый северный университет. Об исключительной «северности»  сообщает даже табличка, установленная над местным банкоматом. Да что банкомат! В российском поселке Пирамида в целости и сохранности стоит самый северный памятник Ленину. Вот только сам поселок с 1998 года находится в законсервированном состоянии. Поскольку инфраструктура цела, есть планы превратить его в туристическую зону.  Но пока это всего лишь планы...


За воздухом и снегом


Типичный пейзаж Шпицбергена — тундру, голые горы с острыми вершинами и снег — на первый  взгляд трудно назвать достопримечательностью.  Но на человека, впервые оказавшегося там,  впечатления от окружающей действительности   буквально   обрушиваются. Однако, возможно, в неожиданно ярком восприятии суровой природы виноват особенный состав воздуха либо  какие-то иные тонкие химические реакции.


Особенно впечатляют вовсе не горы, а огромные ледники, спускающиеся в море. Накопившийся за многие годы причудливо растрескавшийся лед  больше похож на камень нежно-бирюзового оттенка. Несмотря на видимое спокойствие и величественность, жизнь на Шпицбергене есть, и она весьма динамична. Основной поток туристов, желающих его посетить, прибывает в Лонгйир — тут есть аэропорт с регулярными рейсами до Осло, а с 80-х годов прошлого века на Шпицбергене активно развивается туристическая инфраструктура. Но по официальной статистике, до 70% туристов на архипелаге — сами норвежцы.

 

При этом местное население на редкость интернационально: помимо норвежцев есть большая филиппинская диаспора, бармен в отеле Radisson оказался бразильцем, а местный таксист и буфетчик в аэропорту неожиданно чисто заговорили по-русски...


С   тех   времен когда на  Шпицбергене были лишь шахтерские поселки, там сохранился особый режим  продажи алкоголя.  Местные могут купить не более 0,5 л крепкого спиртного в месяц, a туристам его отпускают по предъявлении  авиаблета. И тоже по лимиту.

 

Китайский внедорожник в Арктике не смотрится экзотично — для него здесь подходящий «фронт работ». Рамный Hover с честным полным приводом и понижающей передачей уверенно карабкается по отсыпанным щебнем дорожкам среди холмов — лишь наиболее крутые склоны приходится брать с разгона, чтобы не пришлось жонглировать педалями сцепления и газа. И отопитель салона работает хорошо — самое оно для севера. Шоссейные  дороги в окрестностях Лонгийра содержатся в порядке, несмотря на сложные климатические условия и вечную мерзлоту. В самом  деле, ухабы здесь надо еще поискать! Жаль,  норвежский поселок окружает в общей сложности около 50 км дорог — не разъездишься,  и сами они достаточно узкие. После ночного  снегопада на шоссе пришлось включить полный привод и держать не более 60 км/ч. Несмотря на общую немноголюдность, встретить на повороте горной дороги тяжелый грузовик можно запросто!

 

Автор: Михаил Лобачев