Новости

Путешествие на Шпицберген

20.12. 2012


журнал "Quattroruote" №1, 2013


Признаемся честно: автомобиль - не самое удобное транспортное средство на полярном архипелаге, административный центр которого окружает всего 50 км дорог. Тем не менее автомобили и Шпицберген нельзя назвать понятиями несовместимыми. В норвежском поселке Лонгйир живет около 2500 человек, и в машинах тут недостатка нет. Наряду с вездесущими Toyota и наиболее уместно выглядящими в суровой арктической действи-тельности Land Rover Defender здесь есть (по крайней мере в одном экземпляре) и Porsche Cayenne, и Hummer H2, и даже... роторная Mazda RX-8! На несколько дней к столь разношерстной и многонациональной автомобильной компании присоединились и китайские внедорожники Great Wall Hover H5, привезенные сюда морем для арктического тест-драйва. Хоть на длинные маршруты местным автомобилистам рассчитывать и не приходится, полноприводным автомобилям тут есть где себя показать. В ассортименте - узкие горные дороги на крутых склонах и каменистая тундра. Если же смотреть с точки зрения транспорта, то добраться до других населенных пунктов можно по воздуху, морем либо зимой на снегоходах. Чтобы попасть, скажем, из норвежского Лонгийра в российский Баренцбург, нужно преодолеть около 50 км.

 

Самый крайний север


Географическое положение обязывает: на Шпицбергене, расположенном между 76-м и 80-м градусами северной широты, много всего «самого северного». Сам Лонгйир (названный так по фамилии основателя - американского инженера и предпринимателя Джона Лонгйира, заложившего здесь шахту) считается самым северным населенным пунктом, где живет более 1000 человек, здесь же расположен самый северный университет. Об исключительной «северности» сообщает даже табличка, установленная над местным банкоматом. Да что банкомат! В российском поселке Пирамида в целости и сохранности стоит самый северный памятник Ленину. Вот только сам поселок с 1998 года находится в законсервированном состоянии. Существуют планы превратить его в туристическую зону, но пока это лишь планы...

 

За воздухом и снегом


Типичный пейзаж Шпицбергена - тундру, голые горы с острыми вершинами и снег - на первый взгляд трудно назвать достопримечательностью. Но на человека, оказавшегося там, впечатления от окружающей действительности буквально обрушиваются. Однако возможно, что в неожиданно ярком восприятии суровой природы виноват особенный состав здешнего воздуха либо какие-то иные тонкие химические реакции. Но особенно впечатляют вовсе не горы, а огромные ледники, спускающиеся в море. Накопившийся за многие годы, причудливо растрескавшийся лед больше похож на камень нежно-бирюзового оттенка.


Несмотря на видимое спокойствие и величественность, жизнь на Шпицбергене есть, и она весьма динамична. Основной поток туристов, желающих его посетить, прибывает в Лонгйир - тут есть аэропорт с регулярными рейсами до Осло, а с 1980-х годов   на   Шпицбергене   активно  развивается туристическая инфраструктура. Но по статистике, до 70% туристов на архипелаге - сами норвежцы. При этом местное население интернационально: помимо норвежцев есть большая филиппинская диаспора, бармен в отеле Radisson оказался бразильцем, а местный таксист и буфетчик в аэропорту неожиданно чисто заговорили по-русски...


А с тех времен, когда на Шпицбергене были лишь шахтерские поселки, сохранился особый режим продажи алкоголя. Местным жителям продают не более 0,5 л спиртного в месяц, а туристам его отпускают по предъявлении авиабилета. И тоже по лимиту...

 

Автор: Михаил Лобачев