Новости

Дакар-2013. Неудержимые

14.03. 2013


Авто Мир Тест-драйв №06, 2013

Авиалайнер снижается над Чили — к столичному Сантьяго, а внутри меня радостно вопит тот мальчик, который когда-то грезил ралли Париж — Дакар и залипал у старого телевизора ради редких черно-белых минут великого автоприключения. Апчхи. Мечта мальчика сбывается. Под крылом самолета финиширует знаменитая гонка, лечу знакомиться с командой Great Wall Motors. Апчхи! Да что за... А-а-а-пчхи! Заболеваю? О нет, только не сейчас!

Какой интересный потолок у этого гостиничного номера! Какие разноцветные и вкусные лекарства на тумбочке! Аутотренинг не срабатывает: болеть здесь и сейчас обидно до соплей. Особенно моему «мальчику-внутри».

Черно-белый телевизор 80-х показывал мне Африку, о ней когда-то и мечталось. Но после отмены гонки в 2008 году (когда испугались террористов), ее уже со следующего раза из соображений безопасности перевели сюда, в Южную Америку, где Дакар не обижают и всячески приветствуют. Событие национального масштаба! Нынешний Дакар стартовал в Перу и прошел через Аргентину до Чили — всего около 8500 км, разделенных на 14 этапов. Были заявлены 459 экипажей (мотоциклы, квадроциклы, внедорожники и грузовики), из которых — радостное исключение в истории этого ралли — финишировали больше половины. Организаторы прокомментировали, что помогла сбалансированность маршрута, хотя очевидно, что щадящим Дакар в любом случае быть не может. Идеологически. В далеком 1977 году француз Тьерри Сабин задумал гонку с точностью до наоборот: он планировал нечто архисложное и очень опасное. За время существования ралли менялись страны, регламенты, легенды и, разумеется, состав участников, но суть оставалась неизменной—захватывающе-зрелищное Приключение.

Тяжелых испытаний и серьезных происшествий ныне хватило. Опять были крупные аварии, две с гибельным исходом (Дакар — одна из самых смертельных гонок мира). Были ливни и разливались реки, в которых тонули мотоциклы и автомобили. Этапы несколько раз приходилось прерывать из-за стихии. Немудрено, что и по части соперничества отшумевший Дакар стал одним из самых напряженных марафонов, напомнив уровнем экшена блокбастер-боевик, в котором тяжело, но достойно побеждают суперзвезды. «Неудержимые-2О13

 

Предположу, что для большинства участников супермарафон сродни добровольной шоковой терапии, и заболевание Дакаром чудесным образом исцеляет этих людей от чего-то другого. В стане команды Great Wall Motors царит такой позитив, что и моя хворь разом отступает. Да, именно эта особенная энергетика не дает Приключению превратиться в «спортивный чисто бизнес». Год от года выходят из игры заводские команды (GWM одна из считаных оставшихся), но жизнь Дакара по-прежнему бурлит.

 

ДРУГИМИ СЛОВАМИ

 


Шатры имени GWM. Шумное празднование успеха вертится вокруг гонщика-фаворита Карлоса Соузы. Но судьбу команды решает китаец Дон Мин, вице-президент фирмы по автоспорту. Пообщались.


— В теории можно строить любые победные планы, — откровенничает Мин, — и лишь попав на Дакар, понимаешь, что просто финишировать в этом марафоне и то серьезная победа! Надо выбраться из далекого комфортного офиса и увидеть борьбу своими глазами! В этом году правила изменили в пользу бензиновых моторов, но мы выступили очень хорошо.


Оглушив нас звериным ревом турбодизеля, рядом тормозит один из боевых внедорожников Great Wall. Видно, как воевал! Весь в шрамах. Из кабины (любому «гражданскому» ее убранство покажется этакой техно-пыточной) с улыбкой является второй ведущий пилот команды, заслуженный гоночный китаец Джоу Юн.


—  В прошлом году я толком и не успел   познакомиться   с   машиной, но теперь понимание достигнуто. Соответственно, лучше прошла и гонка. Хотя по-настоящему быстро я поехал только на второй неделе.


Слушать его эмоциональные рассказы о похождениях во время ралли — одно удовольствие. Джоу Юн охает и всплескивает руками, переживает все сцены заново.


—  На втором этапе мы со штурманом  Паскалем Маймоном  потеряли полчаса, не смогли найти контрольную точку. На шестом вовсе поссорились, Паскаль пенял на мою ошибку. А на восьмом участке вода разлившихся рек полилась в машину! Да, этап от-
менили, но не воду же — мы полчаса вытаскивали наш Great Wall! А еще попал в аварию, минус 17 минут.


Словом, нескучно было! А что Юн будет делать после Дакара?


— Отдыхать! Направлюсь куда-нибудь в горы. В родном Китае много мест, где я не успел побывать. А с марта начну новые тренировки. Одного лишь Дакара мне недостаточно.


Мигель Рамальо — штурман Соузы, наверное, один из самых неразговорчивых людей на планете.
— Карлос хорош.

Мнение о машине?

— Хороша.

И вот так слово за слово...


— Дакар редко дает шансы предугадать этап, поскольку полон сюрпризов. Когда мы стартуем, я не строю прогнозов, просто делаю свое дело. Благо Карлоса я знаю уже пятнадцать лет, этот парень действительно умеет водить автомобили. Мы впервые в одном экипаже, но все прошло очень гладко. Для меня главный залог успеха — чистая голова наутро перед стартом. На ралли пью только воду...


Устал ли Рамальо от Дакара? — Вот это хороший вопрос. Каждый раз после финиша думаешь, что больше — никогда. Хватит. Ничего не хочу. Ну понимаете, очень ведь тяжело. Потом проходит примерно месяц, и ты вдруг ловишь себя на мысли о следующем Дакаре.

 

Неудержимые и есть.


Компания Great Wall Motors наверняка продолжит участвовать в южноамериканском Дакаре. Как минимум — и как, собственно, все изначально задумывалось — на радость многочисленным местным дилерам. Исключительный пиар! Правда Карлос Соуза настаивает на серьезной оперативной доработке машины и заявляет: если китайские товарищи не прислушаются, может расстаться с командой. По сути, это значит — уйти из автоспорта.


Дакар, кажется, и не заметит.
Или...


Или, напротив, Дакар всех впускает и никого не выпускает? Как прикажете забыть? Этот марафон — что-то очень настоящее, подобного у человечества остается все меньше. Разговаривая с Карлосом Соузой, я вдруг на мгновение вижу в смеющихся глазах его собственного мечтательного «мальчика-внутри», который подмигивает моему. Дескать, если уж чем и болеть, то ралли Дакар. Дескать, мечтать никогда не вредно.

 

Интервью


Карлос Соуза: "Ралли - это удовольствие!"

 

Идеальный собеседник, концентрат позитивной энергии. Португальский 46-летний гонщик участвовал в Дакаре четырнадцать раз, из них десять -финишировал в первой десятке. Женат, трое детей. Собирался уйти из Дакара в 2010 году и полностью посвятить себя собственному бизнесу — фешенебельным яхтам. Но...

— Какая-нибудь смешная история про Дакар? Дайте подумать. Знаете, а Дакар — это совсем несмешно.
— Нынешний Дакар более продуманный с точки зрения организации и менее сложный в плане маршрута,  чем в прошлом году.
— Не могу утверждать, что буду участвовать и в Дакаре следующего года. Понимаете, я хотел бы иметь возможность войти в первую пятерку. Конечно, если команда GWM совершит некий решающий эволюционный скачок — да, я опять в деле!
— Команда GWM вполне может рассчитывать на победу! И дело тут не только в правильных инвестициях. Смотрите, какой удачный момент, — сейчас в гонке нет таких серьезных соперников, как Mitsubishi, Toyota или Volkswagen. Китайцы должны улучшить машину и, если угодно, начать думать несколько по-другому. Ориентироваться не на участие, а на безусловную победу.
— Моя стратегия участия в гонке? Она очень проста! Смотрите. В первую неделю все борются со всеми. Сущая каша. Приоритеты еще не расставлены, и ты вынужден вариться в этой каше. Задача на вторую неделю — найти свое место, которое можешь удержать, и всячески его удерживать!
— Вторая неделя — для настоящих мужчин. Нужно ехать быстрее. Не останавливаться, не терять время, атаковать в правильные моменты. Ах да! И ни в коем случае не раскрывать сразу все свои козырные карты!
— Вы только представьте. Сидишь на камне, закатываешь глаза, из моторного отсека хлещет... И ты думаешь — ну приехали. Потом вдруг выясняется, что проблему можно решить очень оперативно: сидя на камне, ты потерял намного больше времени! Это я к чему? Ты стартуешь, чтобы победить, верно? Так и не поддавайся сиюминутным слабостям, ориентируйся только на победу и побеждай! Посидеть на камне успеешь всегда.
— Я не считаю багги такими уж сильными конкурентами «настоящим» внедорожникам. Да, они более дешевые — раз, у них есть разные хитрости вроде возможности быстрого изменения давления в шинах — два, им благоволит нынешний регламент — три. Но надежность этих машин — помилуйте! — она никакая. Да, на багги можно выиграть несколько этапов, а потом смотришь — они валяются вдоль трассы с покалеченной подвеской. Вот вам и вся конкуренция с серьезными внедорожниками.
— Дакар, конечно, очень длинный марафон! Утомительный. Я предпочитаю гонки-уикэнды: стартовал в пятницу, а вечером воскресенья вернулся к семье.
— Нет-нет, не пиар-ход! Я всерьез рассчитывал покинуть Дакар. Наездился, знаете ли. Опять же мой яхтенный бизнес требует внимания. Ралли я теперь рассматриваю исключительно как удовольствие. Типа в команде хорошие ребята, ладно — поеду!
— Как можно быть равнодушным к хорошей технике? В гараже стоят BMW 6-series, Porsche Cayenne, мотоциклы Ducati.
— Пример для подражания? Карлос Сайнс. Мой давний хороший друг.

 

Автор: Александр Катаев