Пресса

Школа внедорожной езды Great Wall. Урок 1

01.10. 2013


Клуб 4х4 №10, 2013, Азбука офф-роуд

Основные принципы вождения на бездорожье и минимально необходимое оснащение автомобиля.

...И вот вы приобрели полноприводный автомобиль, заплатив кучу денег за его «внедорожность», которую вам не терпится испытать в деле. С чего начать, что следует знать и к чему быть готовым, чтобы первый же выезд не принес разочарований от покупки?

А начать, как это ни покажется странным, нужно с себя. Точнее, со своей позы за рулем. Если вы привыкли управлять автомобилем полулежа, изображая летчика-космонавта на старте, придется от этой привычки отказаться. Наиболее эффективная и безопасная позиция на бездорожье - это «поза кучера» с почти вертикальной, слегка согнутой расслабленной спиной. При таком положении тела вестибулярный аппарат воспринимает все изменения в движении наиболее адекватно, так что у вас меньше шансов «схватить» кочку в позвоночник. Если у вас есть животик - это будет плюсом в виде дополнительного «демпфера». Если нет - тоже не беда, скомпенсируется увеличенным ходом подвески. Руль лучше держать двумя руками. Если для того, чтобы дотянуться до его верхней точки, надо оторвать плечи от спинки - сиденье слишком далеко и нужно пододвинуть его вперед. Иначе на крутом подъеме или трамплине вы можете «потерять» руль. Проверьте, дотягиваются ли ноги до полного хода педалей. Если нет, еще раз отрегулируйте положение сиденья и наклон спинки.

УЧИТЕ МАТЧАСТЬ!

Прочитайте в инструкции, как на вашей машине включается полный привод. Можно ли это делать на ходу, на какой скорости или требуется обязательно остановиться? У универсальных внедорожников - таких, как Great Wall Н3, который мы взяли для подготовки материала, - вращение от мотора передается на переднюю и заднюю оси через раздаточную коробку. Как и в КПП, в ней тоже есть передачи. Одна из них подключает-отключает передний или задний редуктор. Другая передача, называемая пониженной, может уменьшать скорость вращения колес в два, а то и больше раз, что значительно увеличивает на них момент. Благодаря росту тяги автомобиль не только обретает способность влезать чуть ли не на вертикальные стенки, но и может двигаться очень медленно, что тоже важно. Чем ниже скорость, тем точнее выполняются маневры. Однако даже в таком режиме машина сохраняет достаточный запас по скорости, ибо основная «коробка», оснащенная пятью (а то и семью) передачами, позволяет разгоняться более то км/ч. На грунте этого вполне достаточно. Возьмите за правило включать полный привод и понижающую передачу, едва съехав с твердого покрытия, - это поможет в большинстве случаев. А что делать владельцам кроссоверов, не имеющих пониженной передачи в раздаточной коробке? Им следует использовать низшую передачу в трансмиссии, если она есть. И заблокировать муфту включения полного привода, для чего обычно служит кнопочка с маркировкой 4x4 Lock.

НЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНО

Собираясь покинуть асфальт, не забудьте захватить с собой полезное снаряжение и оборудование, без которого увлекательный процесс преодоления бездорожья может оказаться не таким эффективным и интересным. Но в первую очередь следует выяснить, где у вашей машины находятся буксирные проушины. Достаточно ли они удобно расположены? На некоторых моделях они есть только спереди. В этом случае логично обзавестись сцепным устройством. За него можно закрепить спасительный трос, да и само по себе оно тоже может пригодиться.

Посетите офф-роуд магазин и приобретите там шаклы - буксирные скобы. С их помощью трос удобно цеплять за проушину. Трос, кстати, тоже обязательно купите заранее. Это должен быть специальный, динамический рывковый трос, гасящий рывки и не наносящий вреда автомобилю. Обзаведитесь шинным манометром, в идеале - снабженным дефлятором, позволяющим с удобством выпускать воздух из покрышки. Снижая давление в колесах, можно значительно увеличить проходимость на слабых грунтах в частности и на бездорожье вообще. Как это работает? В подспущенном состоянии шина становится более плоской в месте контакта с поверхностью, принимая форму рельефа под собой. Она не просто катится, а «наползает» на препятствие. Эту тему мы еще обязательно рассмотрим более подробно. Понятно, что, возвращаясь с «поля боя», давление нужно восстановить до нормального значения - тут понадобится компрессор. И чем он мощнее, тем лучше - это сэкономит время на наполнение шин воздухом и дает гарантию, что устройство не перегреется на первом же колесе и не выйдет из строя. Не жадничайте и приобретайте только качественное оборудование. По такому же принципу стоит выбирать и реечный домкрат. При определенной сноровке он способен заменить трактор или второй внедорожник, когда ваш будет лежать на брюхе в колее. Приподнимая его домкратом поочередно с разных сторон и подкладывая под колеса твердые предметы, можно выехать самостоятельно. Если на вашем «вездеходе» пока нет силовых бамперов и порогов, под которые можно упереть домкрат, дополните походный набор приспособлением, позволяющим цеплять его за колесные диски. Остается вооружиться «трапиками» (сэнд-траками), и в первом приближении можно считать себя готовым к покорению неэкстремального бездорожья.

Ничего не забыли? А как же лопата? На внедорожных участках - это главный инструмент джипера! А зачастую и самое эффективное средство повышения проходимости любого автомобиля. И обязательно прихватите с собой несколько пар перчаток, лишними они не будут - сами вскоре убедитесь!

МАТЧАСТЬ

При подготовке статьи мы использовали Great Wall Н3 - настоящий рамный внедорожник с жестко подключаемым передним мостом. Шины размерностью 235/65R17 дают 230 мм дорожного просвета, а демультипликатор в раздаточной коробке обеспечивает понижение почти в два с половиной раза. Это отличные характеристики потенциального покорителя бездорожья. Передняя независимая и задняя зависимая подвески дают приемлемое сочетание комфорта, надежности и проходимости. При желании машину можно отлифтовать - поднять как кузов, так и подвеску.

Автор: Иван Евдокимов