Пресса

Дорога к «Грозовым ВОРОТАМ». Экспедиция «Кавказ–2013», «Офф-роуд ДРАЙВ» №11, 2013

01.11. 2013


«Офф-роуд ДРАЙВ» №11, 2013

Для чего люди покупают внедорожники и бросаются на штурм мест, где асфальтом и не пахнет? Кто для чего. Кто-то - ради спортивного удовольствия, кто-то для того чтобы попасть в места, которые можно назвать рыбацким или охотничьим раем. Но есть и те, кто превратил увлечение в, может быть, не самый доходный, но уверенно развивающийся бизнес, получивший на курортах Кавказа название «внедорожные экскурсии».

На восторженный отзыв о «роскошной поездке на джипе в горы», в место, названное «Грозовые ворота», я наткнулся в дебрях Всемирной паутины. Рассказ нас заинтересовал, и мы решили сделать внедорожные экскурсии по кавказским горам главной темой, которой будет посвящена ближайшая экспедиция журнала.

Фактор Греции

В Кабардинку мы въехали вечером, и пока экипажи разгружали вещи на парковке около отеля «Камелот», мимо нас по улице с рычанием проехало несколько ярко раскрашенных лифтованных УАЗов. Похоже, мы не зря два дня крутили баранки! Оставалось найти нужных нам людей. Это оказалось не просто, а очень просто: в фойе гостиницы висел рекламный плакат компании «Роза ветров» со всеми нужными контактными телефонами. И вот мы уже сидим за столиками небольшого кафе и общаемся с компанией крепких парней, составляющих ядро фирмы: Андрей, Дионис, Харлам, два Ильи... Оказывается, большую часть работников компании составляют этнические греки. Греческая община существует в Кабардинке очень давно, практически с возникновения поселка после окончания Кавказской войны. Тогда многие греческие семьи устремились с родных земель, уже четыреста лет находившихся под гнетом турок, на завоеванное Россией Черноморское побережье. Их привлекали «авантажи и привиллегии», дарованные манифестом, изданным еще Екатериной II. С тех пор Черное море невозможно представить без «усатого грека на черной корме»... Но нас интересовали куда более недавние события. Оказалось, что на сегодняшний день в одной только Кабардинке с населением 7500 человек работает 120 подготовленных внедорожников! Еще три с половиной сотни трудится в соседнем Геленджике. Официально все началось в 2003 году. Тогда таких машин было только восемь.

Геометрия роста

Впрочем, попытки создать подобный бизнес предпринимались еще в 95–96 годах. Человека, который первым попробовал возить отдыхающих в горы, звали Александр, и автомобиль, на котором он катал экскурсантов, был построен им в гараже. Увы, встретиться с ним и расспросить о трудностях, с которыми он столкнулся в период зарождения «внедорожно-экскурсионного движения», мы не смогли: в этом году он трагически погиб. Про историю джип-туров в Кабардинке нам рассказал Андрей, занимающийся ими с 2003 года, когда на такую деятельность начали выдавать лицензии. Вскоре количество экскурсионных машин в Кабардинке начало расти чуть ли не в геометрической прогрессии: 8, 15, 25, 50, 80... Постепенно бизнес вошел в цивилизованные рамки. Возникли четыре относительно крупные компании, на экскурсантов стали оформлять страховки, а используемые машины — проверять перед выездом в горы. И сегодня все организовано вполне серьезно. Машины «Розы ветров» принадлежат тем, кто их водит. Компания обеспечивает все юридические вопросы, рекламу, сбор и распределение заявок, техническую проверку. Ни один автомобиль не выйдет на маршрут без разрешающей подписи Диониса, главного механика компании. Горы — это серьезно, панибратства они не терпят, так что каждый автомобиль должен быть оборудован каркасом безопасности, способным защитить пассажиров в случае опрокидывания, и приличной грязевой резиной, например, Cooper STT.

Артельная экономика

Словом, «Роза ветров» — это своеобразная артель. Каждый из ее работников сам обслуживает свою машину, покупает запчасти, масла и горючее и сам собирает деньги в соответствии с утвержденными тарифами. Периодически ему приходится дежурить на «рекламных точках», где главным фактором привлечения клиентов становится сам внедорожник, а также стоящий на его капоте ноутбук, на экране которого крутится видеофильм с внедорожных приключениях. Часть дохода сотрудник отдает в общий котел. На эти средства ведется рекламная деятельность, поиск новых маршрутов, оборудование гаражей и мастерских. За сезон сотрудник компании «поднимает» тысяч триста. На первый взгляд — немало, но ведь на эти деньги нужно кормить семью, обслуживать и чинить свою машину и откладывать деньги на покупку новой: при ежедневной многочасовой жесткой эксплуатации на бездорожье автомобиль «устает» и начинает все чаще выходить из строя, и с какого-то момента вложения и затраты на ремонт начинают превосходить приносимый им доход.

При этом работа водителей-экскурсоводов - действительно тяжелая. Андрей, например, водит машину исключительно в кожаных митенках, и это не дань моде. «Без них точно бы кровавые мозоли от руля были», - говорит он.

Легенда о любви

Родник «Наташа» находится на трассе М4, в 17 км от Геленджика. Малолюдным это место не бывает, ведь считается, что тем, кто выпьет воды из родника, будет сопутствовать счастье в любви и семейной жизни. Как и у каждой достопримечательности Кавказа, у родника есть своя легенда. Согласно первому ее варианту русская девушка Наташа приглянулась турецкому паше (вариант - кабардинскому князю), и он объявил, что берет ее в свой гарем. Девушка попросила у паши разрешения подняться в горы и попрощаться с родиной. Поднявшись на уступ, она заплакала и спрыгнула со скалы, а на месте ее гибели забил родник, чистый как девичьи слезы. По второй версии, причиной гибели Наташи стала ее любовь с молодым адыгейским воином Бекиром. Влюбленные решились на побег, но родня девушки бросилась в погоню и настигла их в горах. Отец Наташи выстрелил в Бекира, но девушка прикрыла его своим телом, и пуля сразила обоих влюбленных. Чудесный родник забил на месте их гибели ровно через год.

Гибель эскадры

В 4:30 утра 18 июня 1918 эскадренный миноносец «Керчь» подошел к покинутому экипажем линкору «Советская Россия» и выпустил две первые торпеды. Но чтобы отправить могучий корабль на дно, понадобилось еще четыре торпедных залпа. До этого на дно Цемесской бухты уже легли эсминцы «Гаджибей», «Калиакрия», «Фидониси», «Пронзительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков» и миноносцы «Сметливый» и «Стремительный». Черноморский флот прекратил свое существование... Эти события до сих пор оцениваются историками очень по-разному. Одни, в полном соответствии с советской историографией, считают, что моряки-черноморцы проявили «революционный героизм и сознательность». Другие называют приказ председателя СНК Ленина о затоплении боевых кораблей предательством, прямо вытекающим из «похабного Брестского мира». Так или иначе, величественный монумент, возвышающийся над Цемесской бухтой на 12-м км Сухумского шоссе, посвящен именно этим событиям. Внутри каменного куба — стальная мачта, а на ней флажный сигнал «Погибаю, но не сдаюсь». Именно такой сигнал подняли моряки на мачтах перед тем, как открыть кингстоны. Вот только обычно такой сигнал поднимают на мачтах кораблей, вышедших на неравный бой...

Требуются психологи

А еще почти у всех - проблемы с позвоночником. Несколько часов ежедневной тряски по камням даром не проходят. Но от желающих устроиться на работу - отбоя нет, и берут далеко не всех. Сотрудник должен быть и опытным водителем, и хорошим психологом - ведь ему нужно постоянно общаться с людьми. Бывает, надо и бузотера осадить, и трусящуюся даму приободрить, и избыточно отчаянного авантюриста отговорить от рискованных действий. И все это - корректно, чтобы не испортить впечатление от отдыха. Плюс нужно точно оценить клиентов и решить, по какому варианту маршрута их везти, включать ли в программу элементы экстрима или обойтись демонстрацией достопримечательностей и красивых видов.

В качестве рабочих автомобилей чаще всего используются открытые УАЗы со штатным расположением сидений - они позволяют взять на борт шесть экскурсантов. Отсутствие стенок, окон и крыши дает отличный обзор (это раз) и обеспечивает максимальную остроту ощущений в бродах (это два). Броды - вообще отдельный аттракцион. Брызги - фонтанами, все сидящие в кузове получают прохладный душ. Барышням при этом положено визжать, а мужикам - орать погромче. Колеса - чаще всего диаметром 33 или 35 дюймов. Меньше - не хватит дорожного просвета, больше - слишком велика нагрузка на трансмиссию. Лебедки есть только у тех, кто пару раз в год участвует в соревнованиях типа «Маркхот-трофи» и «Папай-трофи». Именно они являются «кузницей кадровых резервов» для фирм, занимающихся туристическим бизнесом.

В конце каждого сезона фирма проходит большую приборку на всех маршрутах. Ведь есть люди, которых просить не мусорить в лесу просто бесполезно... Естественно, разговоры наши закончились тем, что на следующий день мы отправились в горы. Часть маршрутов мы проехали на собственных машинах, часть я проделал, примерив на себя роль «курортника с фотоаппаратом». И то и другое доставило массу удовольствия! Правда, наше самостоятельное путешествие было прервано потерей в одном из бродов сразу двух номерных знаков. Один нашли почти сразу, а другой — только при помощи вызванных парней с металлоискателем.

Трасса М4 «Дон»

Скоро трасса М4 примет поток транспорта с болельщиками и участниками Олимпиады в Сочи. Поэтому нам то и дело встречались участки с идущими на них работами, превращающими движение в мучение, особенно тогда, когда ремонт ведется на обычной «двухполоске» без разделителя. Зато на платных участках от МКАДа до 120-го километра и с 414-го по 464-й км вы можете вполне официально «топить» со скоростью 110 км/ч. До границы Московской области придорожный сервис представлен в основном кафетериями на крупных заправках. Нормальные (и вполне «вкусные») кафе начинаются только в Липецкой и Воронежской областях. Расстояние от Москвы до Геленджика составляет 1617 км, и имея двух сменных водителей, его можно преодолеть часов за 20. Однако гораздо рациональней сделать остановку где-то посередине. Мы останавливались на ночь в Каменске-Шахтинском, в «Байк-отеле» (www.webkamensk.ru). Заведение оформлен о в брутальном «кожано-металлическом» байкерском стиле, но нас встретили комфортабельные номера, отличная еда и вменяемые цены. А на обратном пути можно запланировать остановку в загородном клубе «Эльдорадо», оформленном в стиле культур майя и ацтеков. Если вы решитесь задержаться здесь на пару дней, то пляж на берег у чистейшего озера и отличный ресторан позволят поставить в летней поездке к морю приятную точку. Только о бронировании лучше побеспокоиться заранее.

Советы отдыхающим

Так что если вам случится отдыхать летом на Черном море — обязательно запишитесь на такую экскурсию. Честное слово, не пожалеете! Но несколько советов. Если вы думаете, что у нас теперь, как в Турции или Греции, можно взять напрокат внедорожник и самому от души порулить, то вас ждет разочарование. Такой услуги никто не предоставляет, не вписывается это в наши экономические реалии. Придется ограничиться квадроциклом. Впрочем, это может быть не менее интересно. Но если вы уверены в своих силах и приехали на юг на своем полноприводном автомобиле, то можно отправиться в горы на нем. Только не надо экономить и пытаться просто «упасть на хвост» внедорожной экскурсии. Куда правильней договориться об оплате и взять на борт гида-штурмана. Тогда вы гарантированно не разложите машину и получите максимум позитивных эмоций.

GREAT WALL HOVER H5
Силовой агрегат: 2,4 л, 126 л.с., 5АMT
Шины: 235/65 R17
Комплектация: Luxury

GREAT WALL WINGLE 5
Силовой агрегат: 2.2 л, 106 л.с., 5MT
Шины: 235/70 R16
Комплектация: Люкс

В экспедицию мы отправились на двух автомобилях марки Great Wall (крупнейший производитель пикапов и внедорожников в Китае): внедорожнике Hover H5 и пикапе
Wingle 5, оснащеных бензиновыми четырехцилиндровыми двигателями (Hover — объемом 2378 см3 и мощностью 126 л.с., Wingle — 2237 cм3 и 106 л.с). За время путешествия машинам удалось главное — развеять предубежденность против транспортных средств родом из Поднебесной. И пикап, и внедорожник уверенно чувствовали себя и на автомагистрали, и на горных серпантинах, и в бродах, и на усеянных валунами грунтовках, ни разу не заставив нас заглянуть под капот. Впрочем, кое-какие недостатки нельзя не отметить. Во-первых, все водители жаловались на не самый удобный профиль сидений. А во-вторых, машинам, особенно пикапу, все же несколько не хватает тяги и мощности. На подъемах приходится переходить на третью, а то и на вторую передачу и для более-менее динамичной езды держать стрелку тахометра в диапазоне от 3000 до 3500 оборотов. Естественно, такой режим приводит к повышенному расходу горючего, и заправляться нам приходилось несколько чаще, чем было запланировано.