Новости

НЕ БАРХАТНЫЙ АЗОВ, «Клуб 4х4», №11, Сергей Груздев

01.11. 2013


"Клуб 4х4", №11
Автор: Сергей Груздев

Азовское море относится к разряду внутренних, не имеющих прямого выхода в океан.
Это самое мелкое море на нашей планете, его глубина не превышает 14 метров.
Да и размеры невелики – 380 км в длину и 200 в ширину, из-за чего многие не воспринимают его настоящим. И напрасно – на азовских берегах тоже есть и на что посмотреть, и где покататься.

Дорога на юг

Движение по трассе в этом путешествии было не менее важно, чем посещение достопримечательностей – ведь это первая дальняя поездка GW Wingle, подводящая итоги проекта «Пикап дальнего следования», о котором мы писали целый год. Пришла пора на деле оценить нашу работу, выявив ее плюсы и минусы. Напомню, что изначально на пикапе стояли покрышки размерностью 235х70/R16. После замены на внедорожные
Hercules Trial Digger MT 245х75/R16 и без того не блиставший динамическими показателями грузовичок совсем сник. Чтобы совершить обгон или перестроиться, приходилось предварительно «раскатываться». Проблемы исчезли после замены «родных» главных пар 4.22 на 4.88. Заодно мы установили в редукторы и самоблокирующиеся дифференциалы НИРФИ. С новыми главными парами автомобиль преобразился, став действительно полноправным участником движения. Давлю на педаль газа и радуюсь – честная пятерка!

…Проскакиваем Павловск и перед населенным пунктом Тарасовский неожиданно упираемся в хвост длиннющей вереницы из фур и легковушек – кто ездил здесь летом, наверняка знает это место. С горки отлично видно, что затор тянется на несколько километров. Да и встречные дальнобойщики на 15-м канале «сибишки» подтверждают,
что задержка может составить несколько часов. Тарасовский – как игольное ушко на скоростной дороге. В особенно напряженные дни местные жители за 500 рублей проводят мимо пробки окольными путями. Но мы-то на внедорожнике, да еще и с навигацией на борту! Полчаса по разбитому грейдеру и размякшим после дождя полевым грунтовкам – отдых от монотонной трассы и еще одна галочка нашему Wingle.

Ставка на красное

На Украину въезжаем через переход «Новоазовский». Боец на воротах смотрит на свидетельство о регистрации ТС. «Грузовой прочие» – значит, красный коридор.
В то же время категория В – это обычно зеленый… В глазах сомнения. Беру ситуацию в свои руки. Пикапам как грузовому транспорту положено идти по красному? Значит, так и пишите, пусть досматривают... В «зеленой» очереди машин двадцать, в «красной» мы первые. Торможу у знака. «Почему сюда заехали? Вставайте в общую колонну…»
«Так вот же, – показываю на корнете красный коридор, – хочу, чтоб все по закону было…»

Таможенник мельком заглянул в салон, в кузов и… начал спрашивать о машине, лебедке, колесах. На крыше «люстра», антенну я принципиально не снимал (станция мощностью 4 Вт соответствует украинским законам) – к ним интерес только практический.
Все доброжелательно и корректно. Правда, отправили в «дальнюю будку» поставить штамп экологического контроля и заплатить 10 гривен сбора в банковском фургончике – заодно там и деньги сразу поменял. Кстати, про этот сбор потом спросили таможенники на выезде из Украины, увидев в свидетельстве о регистрации отметку «грузовой», – так что если и не заплатил сразу, то все равно пришлось бы. На пересечение границы ушло чуть больше часа – намного быстрее, чем вышло бы по зеленому коридору. Надо добавить, что если ехать на Украину по загранпаспорту, то никаких миграционных карточек заполнять не надо – времени экономится масса.

Паруса детства

Первым делом заглянули на родину полярного исследователя Георгия Седова в поселок, носящий его имя. Несмотря на полное отсутствие посетителей, музей был открыт.
А вы знали, что вместе с Седовым служил дед известного путешественника нашего времени Федора Конюхова? Перед последней, трагической экспедицией в Арктику в 1913–1914 годах Седов оставил ему крестик, чтобы тот передал реликвию своему сыну или внуку с наказом осуществить его мечту о полюсе. И Федор исполнил завещание – трижды побывал на «макушке» Земли, в том числе один раз в одиночку, и трижды обогнул земной шар на парусной яхте. А детские годы Конюхов тоже провел на Азовском море и первый свой поход совершил в 15 лет, переплыв Азов на весельной лодке.

Пока были в музее, стемнело. Сворачиваю с асфальта, включаю хабы – это тоже нештатное оборудование, – полный привод и продолжаю тест пикапа в условиях бездорожья. Преодолеваем несколько тракторных колей и больших луж – тяга на низах замечательная плюс самоблоки в помощь, – и симпатичное укромное место для лагеря найдено.

Дикое поле

Западный берег Азовского моря – край целинных степей, но кое-где еще можно увидеть Приазовье «в оригинале». Одна из таких непаханных территорий – Хомутовская степь, взятая под охрану в 1926 году. Здесь сохраняется более 600 видов растений, порядка
100 видов птиц и млекопитающих. И, конечно, эта историческая земля хранит тайны целых эпох. Молчаливыми свидетелями времен скифов, печенегов, сарматов и половцев стоят в степи каменные бабы...

Рыбаки и рай

Береговая линия Азова состоит из заливов, отделяемых друг от друга узкими длинными мысами, которые называются косами. Решаем посетить Бердянскую косу. В летний сезон тут столпотворение отдыхающих, базы, пансионаты, в сентябре же только свежий ветер с моря и шум волн – красота! И лишь рыбацкие суда на горизонте – без них картина азовского пейзажа будет не полной. В этом небольшом море водится более ста видов рыб. Благодарные жители Бердянска даже установили памятник «бычку-кормильцу».

Степной ковчег

История Аскании-Нова началась в далеком 1883 году, когда молодой помещик из семьи русских немцев Фридрих Эдуардович Фальц-Фейн начал первые опыты по сохранению и выращиванию диких животных. Со временем количество питомцев увеличивалось, площади расширялись, и в 1914 году Николай II сравнил Асканию с Ноевым ковчегом – столько разных птиц и зверей он увидел здесь одновременно. Ради этой поездки императору даже пришлось нарушить этикет, запрещающий останавливаться в частных домах. Оценив подвижничество Фальц-Фейна, он удостоил его звания «потомственный дворянин» – единственный случай такой награды за природоохранную деятельность.

Нам повезло проехать по угодьям первого в мире степного заповедника на «тачанке»
в две лошадиные силы – обычно на «сафари» надо записываться заранее и задолго.
Почти истребленные сайгаки и американские бизоны, косули и зебры, антилопы и лошади Пржевальского – единственные дикие представители своего рода в мире. А кроме «прерий», есть еще и зоопарк, в котором птицы живут не в клетках, а в открытых вольерах, и дендропарк, собравший на 200 гектарах 750 видов деревьев и 1500 видов трав. Удивительным все-таки человеком был Фальц-Фейн!

Мост в Крым

Но вернемся к пикапу GW Wingle, который уже притомился на парковке, пока мы знакомились с обитателями заповедника. Направляемся на Арабатскую стрелку.
Это еще одно чудо природы – коса, разделяющая «малосольное» Азовское море и очень соленый залив Сиваш. В самом узком месте ее ширина не более 800 метров и видны оба берега сразу, будто едешь по мосту. Протяженность Арабатки 112 километров, за что ее называют самым длинным пляжем Европы. Жаль только, что в последние годы на нее наступают курортные базы – первые 20 километров уже усеяны кемпингами и апартаментами.

А еще стрелка отличный полигон для проверки подвески – жесткое покрытие типа «стиральная доска» вытрясет из вас все косточки! Вообще-то мы были готовы к подобным приключениям: на Wingle установлен тюнинговый лифт-комплект Ironman, поднявший машину на 4 см, включающий усиленные амортизаторы, торсионы и рессоры. Но первые километры «вибростенда» все равно даются с трудом – подвеска по-настоящему жесткая. Приспускаем колеса до 1.5 атмосферы – и жизнь налаживается: можно держать комфортную скорость в районе 60 км/ч, смотреть по сторонам и обсуждать увиденное. Впрочем, болтать и восхищаться видами надо бы поменьше – пару раз пропускаю большие ямы, но… ничего плохого не происходит. Торсионы и амортизаторы работают замечательно: плавный клевок вперед – и передок автомобиля возвращается в горизонтальное положение. Ни ударов, ни раскачиваний!

...Резко упавшая темнота не повод останавливаться. Щелчок тумблером – и перед нами широкий коридор ровного белого света, простирающийся метров на сто, – начинаем испытания «люстры» Prolight/Vision X. Она позволяет в кромешной ночи увидеть то, что и днем не замечаешь: на дорогу то тут, то там выбегают ежики, мышки, суслики. А для выбора стоянки используем боковые светильники с широкими лучами – очень удобно.

И о мелких проблемах. Выгружая палатки, обнаружили, что от вибрации открутился и выпал винт крепления замка крышки кузова. Второй держался на паре ниток резьбы. Хорошо, что вовремя заметили...

Полусолнечный полуостров

Оказавшись на Керченском полуострове, продолжаем опускаться грейдерами на юг до самой крайней точки – мыса Опук. Это тоже заповедник, где цветут занесенные в Красную книгу растения и обитают редчайшие птицы, в частности дрофы. Но, к сожалению,
Черное море встречает нас ветром и дождем. Солнце видим лишь перед закатом.
Режимная фотосессия, и мы уходим побережьем на ночевку в город-герой Керчь.

В конце VII века до н. э. здесь возник греческий город Пантикапей. Он стоял на перекрестке торговых караванов между Европой, Китаем и Средней Азией, а его название означало «рыбный путь». Дальше в историческом калейдоскопе мелькали века и правители: греков вытеснили римляне, их – гунны, в VI веке сюда пришла Византия, а с IX века город под именем Корчев вошел в Тмутараканское княжество, открыв морские ворота в Киевскую Русь. А потом монголы, татары, генуэзцы, турки… Только в 1774 году Керчь досталась России. Но до сих пор на горе Митридат, украшенной ранее храмами Дионисия, Афродиты и Аполлона, сохранились развалины античного акрополя Пантика- пея… Керчь богата историей. Здесь есть Царский и Мелек-Чесменский курганы IV века до н. э., оставшиеся от Боспорского царства, и древние Аджимушкайские каменоломни, где во время Великой Отечественной укрывались и вели бои с фашистами местные жители. И Керченская крепость, защищавшая город со времен Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Еще недавно в ней дислоцировался дисциплинарный батальон Черноморского флота, теперь тут музей. Мы провели в крепости полдня и уже в сумерках помчались на грязевые вулканы. Они почти как настоящие, только маленькие, и вместо огня буквально плюются грязью. Говорят, что лечебной…

Между капель дождя

Украину покидали морским путем, на пароме. Процедура переправы и перехода границы от въезда в порт и до выезда из-под шлагбаума на российскую землю заняла ровно три часа. Оставалось отметиться в Тамани (музей Лермонтова, турецкий фонтан, «Фанагорийские вина», коса Тузла) и по краю проливных дождей с небольшими ураганами выдвинуться домой.

Итоги: 4000 км, 10 дней, отличное настроение, несмотря на не бархатный сезон, масса новых впечатлений и удовольствие, полученное от GW Wingle. Ну кроме того открутившегося винтика на крышке...

P. S. Трек маршрута этой поездки в режиме нон-стоп на сайте www.starlineonline.ru «рисовал» установленный на пикапе GPS/GSM-маяк StarLine. Со своей задачей он успешно справился!