Пресса

Школа внедорожной езды Great Wall. Урок 7

01.05. 2014


Как вызволить застрявшую в колее машину без помощи трактора.

Матчасть

Great Wall Hover H6 – кроссовер, который хорошоподходит для езды по несложному бездорожью. Жесткий несущий кузов, полностью независимая подвеска, плоское днище вкупе с дорожным просветом в 200 мм и полным приводом, подключаемым через муфту автоматически, позволяют уверенно добраться до мест активного отдыха.

Настроение отличное, да и погода после прошедшего дождика благоволит. Уже в сумерках сворачиваем с трассы, и навигатор показывает, что до цели 10–15 минут по грунтовке. Еще чуть-чуть, и будет праздник. Вот только опушку лесочка обогнем вдоль поля и… Что там, колея, лужи? Газом-газом! Давай еще! А теперь назад! И вперед! О-о-о! Кажется, мы сели? Как-то неожиданно это произошло…

Итак, перед нами самая распространенная ситуация в жизни владельца полноприводного кроссовера – вы застряли в раскисшей колее по дороге на пикник. Простейший способ продолжить движение – вытолкнуть машину. Или выдернуть ее оттуда. Но, чтобы толкать, сил одного экипажа не хватает, автомобиля поддержки рядом нет, а за трактором идти далеко, темно и грязно...

А помните, какой предмет мы чаще всего упоминали почти на всех наших предыдущих занятиях? Лопату! Будем надеяться, что вы оказались прилежным учеником и, значит, еще не все потеряно.

В колее

Если машина не едет ни вперед ни назад, беспомощно вращая колесами, следовательно, она «вывесилась». Что делать? Теоретически все просто: нужно оторвать «брюхо» от грунта и подложить под колеса любые твердые предметы – ветки, бревна, доски (часто практикующие джиперы возят с собой специальные «трапики», они же сэнд-траки). Вопрос только один: как своими силами приподнять машину? Загляните в багажник. Скорее всего, вы найдете там штатный домкрат, позволяющий в обычной жизни поменять спустившее колесо на «запаску». Этот инструмент поможет и в экстремальной ситуации вне асфальта. Еще лучше, если вы заранее припасли небольшой кусок доски, который можно будет использовать как опору под пятку домкрата на мягком грунте.

Начинаем самоспасание. Чтобы подсунуть домкрат под лежащий на «пузе» автомобиль, придется взять в руки лопату и немного поработать землекопом. Зафиксируйте колеса от случайного качения стояночным тормозом и передачей. И следите, чтобы никто не лез под машину во время ее подъема – на раскисшей земле она обязательно будет стремиться упасть с неустойчивой опоры. Как только днище автомобиля отлипнет от поверхности, сразу подложите что-то под приподнятое колесо – ветки, палки или доски, найденные поблизости. Теперь опускайте домкрат и повторяйте операцию с другой стороны. Скорее всего, одного хода домкрата не хватит – подкладывайте под него плоские камни, чурбачки, доски. И так по несколько раз с каждым из колес. Процесс не очень сложный, но многоэтапный. Когда хотя бы три колеса будут стоять на твердой основе, можно попробовать выскочить. Но прежде чем сесть за руль, осмотритесь и наметьте траекторию движения – вдруг впереди окажется еще хуже и выезжать лучше назад, хотя это и не очень спортивно.

Привет, Джек!

Помучившись пару раз со штатным домкратом, вы поймете, что это не самый удобный инструмент. Для использования на бездорожье существуют другие, более эффективные устройства. И если вам иногда приходится оказываться в подобных ситуациях (даже по пути на дачу), есть прямой смысл ими обзавестись. Одно из них называется «домкрат реечный», или хай-джек (от hi-lift Jack). Он довольно тяжелый и большой, но в болотах и на лесовозных колеях это незаменимое и действенное средство самовытаскивания. Именно его обычно применяют в трофи-рейдах спортсмены-джиперы. Пригодится он и чтобы выручить из беды полированный кроссовер.

Экспедиционные машины поднимают за силовой обвес, а в нашем случае мы воспользуемся еще одним полезным приспособлением – крючьями, которые цепляются за диск колеса. А упор в покрышку дистанцирует рейку домкрата от соприкосновения с нежным лакокрасочным покрытием кузова.

Вы ведь не хотите испортить свой новенький автомобиль? Помять крыло, например, когда хай-джек будет заваливаться на него, соскользнув под нагрузкой по глине. А поэтому настоятельно рекомендуем использовать дополнительную опору. Хотя бы ровную доску, но лучше купить пластиковую площадку с ячейкой под пятку домкрата. И сразу привяжите к ней веревочную петлю – после первого боевого крещения грязью сами поймете, для чего она нужна.

Наличие в «гражданской» машине боевого джиперского инструмента, конечно, сразу приподнимет ваш имидж среди офисных коллег, но… «качать» ручку хай-джека – занятие не самое простое. Для этого требуется достаточная физическая сила даже от мужчин, что уж говорить о хрупких девушках. Специально для такого случая лентяи – основные двигатели прогресса – изобрели надувной домкрат. Это прочный герметичный мешок из современного синтетического материала, который надувается отработавшими газами автомобиля. Необходимо правильно подсунуть его под днище, изолировав от острых углов резиновыми ковриками, надеть конус шланга на выхлопную трубу и запустить мотор. Все остальное будет сделано почти без вашего участия и довольно быстро. Останется подложить твердые предметы под колеса, опустить машину и ехать дальше. Таким Air Jack несложно приподнять сразу весь бок автомобиля, но будьте начеку, поскольку надутый мешок может совершенно неожиданно выскочить из-под «брюха», а потому техника безопасности не помешает. Кстати, в продаже встречаются «подушки», позволяющие накачивать их компрессором, для чего они оборудованы соответствующим штуцером. Это исключает необходимость перевозить затем в багажнике оборудование с не самым приятным запахом.

Знать назубок

1. Не лезь под машину, стоящую на домкрате, не суй под нее руки, голову или другие части тела. До поднимания организуй мощную подставку из пенька или запасного колеса.
2.Нажимая на рукоятку реечного домкрата, никогда не находись на линии ее движения – она может вырваться из рук и больно ударить. Особенно при опускании машины вниз.
3.Прежде чем использовать надувной домкрат, внимательно изучи прилагаемую к нему инструкцию.
4.Приступая к работе с любым домкратом, зафиксируй автомобиль стояночным тормозом, передачей, а при возможности подложи под колеса что-нибудь существенное – например, пенек или камень.