Пресса

Школа внедорожной езды Great Wall. Урок 8

01.06. 2014


Применение сэнд-траков в практике владельца кроссовера

Матчасть

Обновленный Great Wall Hover H3 - настоящий рамный внедорожник с жестко подключаемым передним мостом. Понижающая передача дает возможность преодолевать препятствия, двигаться буквально «ползком», не позволяя повредить машину.

От чего зависит проходимость автомобиля? Прежде всего от возможностей движителя, то есть колес. Чем они больше, тем выше внедорожные способности машины – это всем известная прописная истина. Хорошо джиперам на подготовленных внедорожниках – «обули» колеса а-ля тракторные и поехали месить грязь по буеракам. А как быть владельцам обычных «гражданских» кроссоверов? На них резину даже на пару дюймов выше штатной часто не получается поставить из-за конструктивных особенностей. Да и небюджетно это, если такая необходимость возникает всего несколько раз в году. Что ж, выходит, покидать асфальт им заказано? И в лес дорога закрыта, и на дачу, только когда сухо? Вовсе нет! Выход есть. Но для начала давайте вспомним… танк или трактор, кому что ближе. Точнее, рассмотрим их движитель. Совершенно верно – это гусеница. Нет, конечно, никто не собирается превращать новый городской автомобиль в бульдозер. Все намного прозаичнее, ведь гусеница, по сути, и есть та же самая дорога. Ее-то мы и возьмем с собой!

В прошлом веке наши дедушки, не имеющие ни малейшего понятия о джипинге как виде отдыха, с успехом применяли для этой цели самые обычные доски. Четыре недлинных куска «сороковки», привязанные на багажнике «Москвича» или «Нивы», позволяли им с успехом преодолевать раскисшие «направления» на подъездах к только что размеченным колышками вожделенным шести соткам. А в глубинке многие так поступают до сих пор – как говорится, дешево и сердито. Но в нашей ситуации, когда все должно быть прекрасным (под стать автомобилю, загородному коттеджу, туфлям, сумочке, часам, ногтям, мыслям – список продолжите сами), это уже не комильфо. Да и тяжелые эти доски, неудобные в перевозке и хранении. К тому же умные практичные люди давно все придумали за нас, начав выпускать специальные «трапики», или так называемые сэнд-траки (sand track, от английского sand – «песок», поскольку изначально они использовались для езды по песку).

Сэнд-траки бывают стальные, алюминиевые, пластиковые и даже карбоновые. Первые уже почти не используются из-за веса. Наиболее распространены алюминиевые. Они достаточно прочные, а если изогнутся, то легко выпрямляются – достаточно положить их над ямкой другой стороной и наехать колесом. За эту практичность их очень любят спортсмены-трофисты. Стоят они вполне адекватно, но весят все-таки немало. Другое дело – пластиковые трапики, у которых есть специальные выступы для улучшения зацепа покрышек. Они легкие и сами разгибаются после того, как согнутся. Идеальны для кроссовера летом, но зимой в сильный мороз могут сломаться. Еще иногда встречаются мягкие сэнд-траки в виде резино-пластиковых пластин, соединенных шарнирно, что позволяет сложить их в компактный пакет и держать в машине как аварийный запас. Они, конечно, наименее прочные, и область их применения несколько ограничена, зато компактны и в отдельных ситуациях тоже могут выручить.

Уяснив материальную часть, переходим к практическим занятиям. Запомните основное правило: трапики нужно приготовить еще до того, как вы застряли. Видите, например, на своем пути потенциально опасную канаву – не надо радостно давить в пол правую педаль! Ходом вы, скорее всего, ее не пройдете, зато оторвете пластиковую «юбку» и все равно сядете. Сначала стоит выйти и осмотреться – на бездорожье это никогда лишним не будет. Далее определяем траекторию движения. Выкладываем дорогу и аккуратно по ней проезжаем. Возможно, придется доработать края канавы лопатой (вы же ее не оставили дома?), чтобы не зацепиться бампером и не сесть на «брюхо». А если все-таки застряли, то необходимо воспользоваться домкратом, вспомнив наш предыдущий урок. Подняв машину, подкладываем под колеса сэнд-траки и повторяем все сначала…

Аналогично проходится и топкое место. Сначала стелим трапики, затем едем по ним. При необходимости перекладываем вперед. Понятно, что чем больше их с собой, тем более сложные препятствия они позволят преодолеть. Отсюда еще одно правило: минимальный набор – два сэнд-трака, хороший – четыре. Шесть – это дорога, которая всегда с тобой! С ними можно проехать по любой распутице на любой стандартной машине. Помогут эти нехитрые приспособления забраться и на вертикальный выступ, переехать бревно, бетонный блок или глубокую колею. Но следует иметь в виду, что если под ними ничего нет, то они гнутся. Поэтому, дабы не соскочить с «моста» в самый ответственный момент, заранее подложите под него что-то твердое – полено или камень, например.

В комплекте к сэнд-тракам фирменного производства часто идет тросик или тонкая стропа. Их нужно привязывать за один из углов, поскольку из вязкой земли извлечь снаряжение будет непросто. Иногда его приходится выдергивать автомобилем.

Подведем итоги урока. Какие сэнд-траки лучше? На все случаи жизни – алюминиевые, но они сравнительно тяжелые и не всегда удобны в транспортировке. Если ваш главный противник всего лишь 300 метров грязи по пути на дачу, то имеет смысл обратить внимание на пластиковые изделия. На снегу же сгодятся и мягкие резиновые «гусеницы».

Знать назубок

1. Безопасность! Своя и окружающих. При пробуксовке трапики вылетают из-под колес, как хороший снаряд. Убери людей с их пути.
2. При наезде на край сэнд-трака второй его конец может подняться и упереться в порог машины – будь внимателен, береги свою технику.
3. Сначала осмотрись, оцени препятствие, положи трапики и лишь затем максимально медленно начинай движение. Не ленись остановиться и проконтролировать, не упрется ли машина бамперами и проходят ли нижние точки шасси. При необходимости доработай рельеф лопатой.
4. Преодолевая геометрическое препятствие (яма, столб, ступенька), подложи под сэнд-трак что-то прочное, например запасное колесо, если больше ничего нет. Иначе «мостик» согнется, а машина рухнет, отрывая бампер.
5. Обязательно привяжи к трапику прочный шнур, иначе есть шанс потерять его навсегда, утопив в грязи или песке. Откапывание утонувшего в раскисшей жиже сэнд-трака зачастую становится очень тяжелой работой.