Путешествие за три моря

21.05.2013

Автор: Максим Бубновский
Возраст: 35 лет
Род занятий: системный администратор
Автомобиль: SUV G5
Куплен в: ИРИТО-Север
Дата: янв. 2010
Про свой автомобиль: «До этого СУВ у меня был тоже СУВ, и тоже куплен в ИРИТО.»

Перед поездкой наш Safe был тщательно проверен, помыт и загружен до потолка рюкзаками и едой
(главным образом, запасами тушенки, сгущенки и вермишели). За день до отъезда, при ревизии всех редко используемых, но являющихся потенциально весьма нужными, узлов автомобиля выяснилось, что снять запасное колесо при помощи оборудования, полученного в комплекте с машиной, быстрее, чем за полтора часа, не получается. Пришлось срочно поехать к дилеру в салон "Ирито" на ул. Волкова, где вопрос был решен старшим менеджером по продажам в течение 15 минут, и стандартный штырь для снятия запасного колеса, который прилагается к GW Safe при покупке, был заменен на здоровенный ржавый рычаг, похожий на "кривой стартер" от грузовика FAW, который идеально подошел на замену.

Дорога на север

На Кольский п-ов поехали через Ярославль-Вологду-Пудож и дальше по восточному берегу Онежского озера. Дорога везде была приемлемого качества, хотя, конечно, многое зависит и от машины. Выехали в 11 утра, ночевали уже в Пудоже в гостинце с охраняемой парковкой. На следующий день, пообедав в кафешке на Полярном кругу ухой из сёмги и жарким из оленины (≈350 рублей с человека), к вечеру были в Кировске. Поразили дороги в Мурманской области - автобан! Проблема не заснуть.

Рыбачий

Направляясь на Крайний Север с целью «позагорать» на Баренцевом море, мы несколько волновались, сможем ли мы туда беспрепятственно попасть: ведь, как известно, до недавнего времени, для въезда на эту территорию, необходимо было заблаговременно оформлять специальный пропуск. Но в этом году в погранзону нас пропустили быстро и без вопросов, просто записав данные паспортов.

Проезжая базу геологов на острове Средний, мы заметили там одинокий Pajero с открытым капотом и грустного водителя, озадаченно стоящего рядом. История его оказалась банальна: после преодоления очередного брода – по законам жанра, самого удаленного от цивилизации - у японского джипа отказала электроника. Поскольку автомобиль был взят в прокат, то водитель был обеспокоен сильнее, чем был бы, если бы это была его машина. Мы помогли ему проверить воздушный фильтр, и, убедившись, что фильтр не пострадал, водитель резко повеселел. Впоследствии оказалось, что вода попала на некий датчик в глушителе, и этот датчик отключил всю электронику в когда-то легендарном внедорожнике.

Проехав все броды без потерь, мы оказались на пустынном берегу Баренцева моря. Единственное, что нарушало монотонность арктического пейзажа, - это красная башня маяка. И теленок, лежащий у крыльца избы маячника и неожиданно громко залаявший, оказавшись огромной лохматой собакой.

На обратном пути с Рыбачьего мы встретили машину маячника - тюнингованный 157-й ЗИЛ, оборудованный в полным соответствии с руководством: колеса такие, как если бы на жигули прикрутили колеса от КАМАЗа, и еще к машине была прицеплена бытовка с печкой на случай, если на суровых местных просторах вдруг придется заночевать.

Муста-Тунтури

Вторая наша ночевка после Рыбачьего была у подножья хребта Муста-Тунтури, где во время ВОВ проходила линия фронта. На самом хребте много сохранившихся немецких укреплений 2-й МИВ, и до сих пор в большом количестве разбросаны осколки мин, патронов и прочего военного железа, а также открывается чудесный вид на окружающий пейзаж и на Баренцево море, на берегу которого нам повезло перекусить настоящими камчатскими крабами! Их наловили целое ведро стоявшие на берегу питерские ребята и угостили нас. Оказывается, крабов там великое множество, были завезены они туда с балластными водами с Камчатки, размножились в благоприятных условиях Баренцева моря и несут угрозу существующей биосфере Баренцева и Белого морей, так как там у краба нет естественных врагов и нет промышленного лова, поэтому он размножается бесконтрольно и численность его никак не регулируется.

Съездив на Рыбачий, мы поняли, почему туда ездят толпы владельцев полноприводных автомобилей. Значительная часть дорог к большинству мест находится на пределе возможности неподготовленного полноприводного авто и на грани разумности его водителя.

Хибины

В Кировске поселились на базе МГУ на 23-м километре (проживание 300 р. в день) со всеми удобствами на этаже. Первые 4 дня гуляли по окрестным горам, фотографировали, если голубику, отходили от московской жары. После +37 в Москве местные +15 - очень комфортная температура, но требует привыкания. Примерно в 5 км от базы, в ущелье Гакмана, есть развалины старого ловчаритового рудника и многоступенчатый водопад. Если пройти дальше по ущелью, можно подняться на плато, откуда открывается вид на долину р.Тульёк и Умбозеро. В один из дней поехали фотографировать в сторону базы МЧС, которая находится на месте бывшего посёлка Куэльпор, но свернули раньше на дорогу, которая ведёт в ущелье рядом с пиком Марченко.
Это старая геологическая дорога, по которой можно проехать почти до уровня плато, но это требует вдумчивого вождения и предварительной разведки.

Про посёлок Куэльпор стоит рассказать отдельно. Гору Куэльпор планировалось разрабатывать на апатит, инновационным для того времени методом: промышленными ядерными взрывами. В горе было произведено несколько ядерных взрывов, но что-то пошло не так, и рудник забросили, теперь от строений посёлка остались только домики спасателей.

По дороге на базу МЧС (старая геологическая дорога), которая должна нас была привести почти на плато пика Марченко, форсировали в вброд ручей. На подъеме нам встретился водопад, у которого мы остановились пофотографировать и заодно набрать с собой воды, которая оказалась сладкой на вкус. Дорога становилась всё немилосердней к машине, и мы решили не искушать судьбу и не продолжать задуманное, поскольку впереди нас ждало еще немало приключений.

Пьяный и с грибами

Наш третий член экипажа, очень любит грибы, и в один прохладный дождливый день, устав от его настойчивых призывов пойти за грибами, мы отвезли его на перевал, дав обещание вернуться за ним часов через пять, вооружив его пакетиком для грибов, ножиком и фальшфеером на случай встречи с крупными плотоядными. Сами, наевшись голубики, мы направились на базу, по дороге за полчаса собрав мешочек грибов, которых хватило на суп и на большую сковороду жаркого. В обещанное время, возвращаясь за нашим грибником, мы встретили тот самый Паджеро. Водитель весело спросил, не за Стасом ли мы едем, и, загадочно улыбнувшись, сказал, что они уже пообщались с ним по дороге. Мы ожидали найти нашего товарища промокшим, злым и без грибов, но навстречу по дороге к нам шел мокрый и широко улыбающийся человек с большим мешком грибов, и при приближении оказалось, что он еще и пьян: наши друзья из Паджеро успели с ним пообщаться до нас и согреть его водкой, а, поскольку у товарища за весь день была с собой только пачка крекера, то согревание оказалось особо эффективным. Он был благодушен и по пути на базу несколько раз выливал воду из своих ботинок, что, однако, не мешало ему то и дело останавливать нас, хватать фотоаппарат и фиксировать виды, казавшиеся ему на тот момент впечатляющими.

В Хибинах мы не только по горам ездили, но и заехали к знакомому в Апатиты, где поели оленины и выпили удивительного самогона, рецепт которого нам так и не раскрыли, заговорщически намекнув лишь, что в его состав входит красный корень, после которого оба рулевых вышли из строя на почти целые сутки.

Белое море

Устав от удивительной погоды Кольского, мы решили заехать на о-в Оленевский в районе Полярного круга
к нашему знакомому по имени Шамиль, который уже много лет организует там летний лагерь для подростков, в котором они получают базовые навыки выживания на природе и параллельно обучаются основам биологии, геологии и прочих полезных наук, благодаря тому, что недалеко от о-ва находится Беломорская биологическая станция. Там, на Оленевском, мы отведали сига и запили его некоторым количеством спиртного. С пирса видно было много морских звезд и больших фиолетовых медуз. Вообще, Белое море в тех местах очень богато живостью.

Поставив палатку метрах в 30 от указателя Полярный круг, мы заночевали, чтобы следующим утром двинуться в сторону дома.

Там на утро мы в третий раз встретили Паджеро, направлявшийся на юг. Мы решили, что это судьба, и вместе поехали в Питер.

Приехали в Питер, сняли четырехкомнатную квартиру на 8 человек рядом с Пискаревским кладбищем и поехали смотреть, как разводят мосты, немного попьянствовали и легли спать пораньше на рассвете, чтобы на следующий день отправиться в Москву.